Леонид Львович Берлин (13 ноября 1925, Москва — 2 января 2001, Москва) — советский и российский скульптор-нонкомформист, живописец, график, книжный иллюстратор. Заслуженный художник Российской Федерации (2000). Родился 13 ноября 1925 года в Москве. Сын расстрелянного в 1938 году деятеля иранского коммунистического движения Аветиса Султановича Султан-Заде. О том, кто его отец, Берлин узнал только в 16 лет. Отчим — инженер-электрик Лев Борисович Берлин. Соседом Берлинов по коммунальной квартире был хранитель скульптур в Третьяковской галерее Михаил Наумович Райхинштейн (1879–1947), который заметил талант мальчика и записал его в кружок рисования Дома пионеров.
В 1943—1949 годах учился на скульптурном факультете Художественного института им. В. И. Сурикова у П. Я. Павлинова, А. Т. Матвеева. После отстранения Матвеева от преподавания руководителем диплома Берлина стал Н. В. Томский. В 1950 году по рекомендации Томского и Г. А. Шульца принят в члены Союза художников СССР.
В 1954 году познакомился с турецким поэтом Назымом Хикметом. Сделал иллюстрации для сборника его стихов. В 1958-м получил за них Серебряную медаль Международной выставки книжной графики в Лейпциге.
Оформил четыре станции Московского метрополитена. В качестве скульптора-декоратора принимал участие в работе над фильмами «Оптимистическая трагедия», «Андрей Рублёв», «Сказание о Рустаме».
Участвовал более чем в пятидесяти коллективных выставках, в том числе «Ретроспекция. 1957—1987» (Москва, 1987) и «Другое искусство. 1956—1976» (ГТГ, 1990), посвященных истории советского нонконформизма, в выставке «Трансформация» в Лондоне, представлявшей «новейшее искусство из СССР» (1989). Провёл шесть персональных выставок. Последняя, наиболее полно представившая творчество мастера, состоялась в Московском государственном музее Вадима Сидура в 1999 году.
Скончался 2 января 2001 года. Похоронен на Троекуровском кладбище вместе с отцом, А. С. Султан-Заде (участок 9).
Произведения Берлина находятся в Третьяковской галерее, Русском музее, Музее изобразительных искусств им. Пушкина, Московском музее современного искусства, Международном музее скульптуры под открытым небом (Сеул), музее Зиммерли (Нью-Брансвик, Нью-Джерси, США).
- 1958 Международная выставка книжной графики. Лейпциг. Германия;
- 1961 Выставка Девяти. Ул. Беговая 7/9. Москва;
- 1974 Групповая выставка. Ул. Вавилова 65. Москва;
- 1976 Групповая выставка авангардистов — членов МОСХа. Ул. Беговая 7/9. Москва;
- 1984 Групповая выставка. Ул. Вавилова 65. Москва;
- 1988 Выставка первого объединения. Кузнецкий мост. Москва;
- 1988 Лабиринт. Дворец молодежи. Москва;
- 1988 Олимпийский парк скульптуры. Сеул;
- 1989 Выставка посвященная Великой французской революции. Центр искусств. Париж;
- 1989 Новая реальность. Выставка советских ху дожников. Равенна. Италия;
- 1989 Тоталитаризм. Лондон;
- 1990 Другое искусство. Государственная Третьяковская галерея. Москва;
- 1991 Железный путь. Ул. Космодемьянских. Москва;
- 1992 Выставка в Болгарском культурном центре. Москва;
- 1995 Государственный культурный центр-музей В. С. Высоцкого. Москва;
- 1998 Выставка в рамках культурной программы Первых Всемирных юношеских олимпийских игр. Измайловский туркомплекс, Москва.
- 1998 «Советская зона. Графические метафоры Леонида Берлина» (графика). Музей и общественный центр «Мир, прогресс, права человека» им. Андрея Сахарова, Москва;
- 1999 «Железный мир Леонида Берлина». Скульптура. Графика. Московский государственный музей Вадима Сидура.
- «Семья» (1956, керамика, 70х43х40);
- «В космос» («Спутник», 1958—1964, гипс). Утрачена при демонтаже выставки «Москва социалистическая» в Манеже;
- «Бригада коммунистического труда» (1959)
- «Петиция» (1959, Государственный центральный музей современной истории России);
- «Рама для народа» (1966—1985, кинетическая, также экспонировалась как «Сопротивление», «Реквием» и «Мемориал», дерево, железо, сварка, 425х130х85);
- «Формула взрыва» (1963, первая кинетическая композиция Берлина в технике железной сварки);
- «Бюрократизм» (1966, дерево, железо, сварка, 225х49х52, 1966. Музей скульптуры под открытым небом, Сеул, Республика Корея)
- «Агрессия» (1968, дерево, железо, сварка, 220х60х70. Частная коллекция Фарабоски, Милан, Италия);
- «Трагедия (Руки человечества)» (1969, дерево, железо, сварка, 175х100х60. Музей скульптуры под открытым небом, Сеул, Республика Корея);
- «Невесомость» (1970, кинетическая скульптура, железо, сварка, 240х70х65. Музей Нортона Доджа Циммерли, Нью Джерси, США);
- «Битва» (1970, бронза, 25х32х8);
- «Человек» (1970—1990, железо, сварка, 180х60х87. Частная коллекция Фарабоски, Милан, Италия);
- «Ослик» («Покорность», 1967, дерево, железо, сварка, 85х102х50. Государственная Третьяковская галерея. Москва);
- «Адам и Ева» (1974, бронза, 67х30х22, бронза, частная коллекция, США);
- «Ангел» (1974, железо, сварка, 180х120х100);
- Бюст писателя Ю. Домбровского (1979);
- «Робинзон Крузо» (1979);
- «Материнство и современная жизнь» (1980);
- «Весна» (1981);
- «Эволюция» (1982);
- «Экспонат» (1989);
- «Человек»
- «Клин» (1992, железо, керамика);
- «Художник» (1994);
- «Стадо» (1994);
- «Народ» («Сограждане», 1994)
- «Электорат» (1979—1996 гг.).
- Портрет академика АМН В. И. Бураковского (1998). Установлен в Институте кардиохирургии им. В. И. Бураковского.